Ходить или не ходить, если вызывают руководителя на комиссию по урегулированию задолженности ?

В настоящее время налоговые инспекции по городу Москве (ИФНС), руководствуясь внутренними регламентами системы ФНС, пользуются правом, приглашать налогоплательщиков, имеющих задолженность перед бюджетом на «Комиссии по урегулированию задолженности».

В чем же заключается сущность данных комиссий?

Компетентные сотрудники налоговых органов (ИФНС) по поручению руководителя такого налогового органа вправе пригласить предпринимателей, руководителей и главных бухгалтеров Организаций, чтобы обсудить обстоятельства образовавшейся задолженности по обязательным платежам в бюджет Российской Федерации, а также установить какие меры готов принять данный налогоплательщик по погашению задолженности и выходу из этого, взаимноневыгодного для обеих сторон положения.

Между тем, невзирая на официальность и обязательность таких вызовов, многие предприниматели, руководители Организаций принебрежительно относятся к требованию налогового органа и уклоняясь от присутствия, направляют либо представителей, либо одного главного бухгалтера, считая данное мероприятие бесполезной тратой времени. Такой подход предпринимателей, сотрудниками налоговых органов расценивается как второстепенность к столь серьезной проблеме и недопонимание ее важности.

Несмотря на то, что действующим законодательством установлен институт представительства (представление интересов одних лиц другими лицами на основании доверенности, оформленной должным образом), присутствие уполномоченных лиц на комиссиях расценивается должностными лицами налогового органа как «присутствие для создания видимости», поскольку в большинстве случаев такие представители не в состоянии вести конструктивный диалог и адекватно оценивать происходящее.

Стоит подчеркнуть, что рассмотрение в таком составе носит формальный характер, поскольку не представляется возможным выявить объективные обстоятельства и причины образовавшейся задолженности. При таких обстоятельствах, верным будет присутствие на данном мероприятии предпринимателя, руководителя организации, и бухгалтера лично, что, безусловно, является показателем деловых качеств, указывая на открытость и искренность налогоплательщика.

В состав комиссии входят: начальник инспекции, в которой налогоплательщик состоит на учете, секретарь комиссии, инспектора профильных отделов, таких как, отдел по урегулированию задолженности, отдел по обеспечению процедуры банкротства, отдел по работе с налогоплательщиками, инспектора камеральных отделов и иные представители налогового органа, участие которых необходимо. Также, членами комиссии могут быть представители: префектуры, действующей в данном округе, службы судебных приставов и МВД, для пущей значимости.

Когда все участники комиссии в сборе, «заседание комиссии считается открытым», проводится беседа по существу в форме открытого диалога, а именно организации задается ряд вопросов, касающихся их вида деятельности, а также представляется возможность пояснить причины и обстоятельства ситуаций, связанных с неуплатой налогов, между тем основной целью диалога является установление способов обеспечивающих выход налогоплательщика из данного положения.

Еще один вопрос, который, как правило, озвучивается представителями налогового органа на комиссиях, независимо от ее характера, звучи примерно так: Как вы представляете отчетность в налоговый орган? Звучит нелепо и неуместно, не правда ли? Однако руководство налогового органа (ИФНС) приравнивает этот вопрос по значимости и чуть ли ни ставит на одну ступень с куда более важными, по моему мнению, вопросами касаемо задолженности перед бюджетом и убыточностью организий.

Обращая внимание на важность вышеуказанных неуместных вопросов и замечаний по результатам ответов налогоплательщиков, представители налогового органа фактически указывают на преимущество налогоплательщиков, отчитывающихся по коммуникационным каналам связи, несмотря на то, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации налогоплательщики имеют равные права и обязанности, более того вправе представлять налоговую и бухгалтерскую отчетности любым незапрещенным способом, в том числе нарочно, либо почтовыми отправлениями, с соблюдением определенного порядка.

Меры по урегулированию задолженности применяются, непосредственно до того момента пока недоимка организации не начнет сокращать свои размеры. На комиссии же может быть лишь обсужден вопрос, на какую дату выносить ту или иную меру взыскания и можно ли ее как-то отсрочить, в порядке и сроки предусмотренные законодательством. Здесь все зависит от налогоплательщика, сможет ли он убедить в своей платежеспособности руководство и членов комиссии. Если оплата не произведена, по тем или иным причинам, но налогоплательщик смог вызвать понимание и уверить заседателей, что поступления всё же начнутся в ближайшее время, то с него требуется гарантийное письмо, в котором будут указаны сроки поступления денежных средств, в каком размере и за какой промежуток времени.

Что представляют собой меры по урегулированию задолженности?

Первое действие, которое следует со стороны налогового органа (ИФНС) - это направление в адрес налогоплательщика требования об уплате налогов и сборов, письменного извещения налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога в порядке, установленном НК РФ. Направляется оно на юридический адрес, по которому значиться организация в учредительных документах, так как понятие фактический адрес отсутствует в налоговом кодексе РФ, между тем налоговый орган вправе направить требование по последнему известному адресу налогоплательщика, сообщенному в налоговый орган таким налогоплательщиком, поскольку судебная практика свидетельствует о правомерности данных действий налогового органа.

Обращаю внимание, что в случае если требование об уплате налогов и сборов налогоплательщиком получено, а со стороны налогоплательщика отсутствуют действия, направленные на уменьшение сумм задолженности, либо налогоплательщик уклоняется от получения такого требования, налоговый орган (ИФНС) вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика, ограничив тем самым деятельность налогоплательщика. На этом же этапе направляется инкассовое поручение в банк, по основному расчетному счету налогоплательщика.

Следующим и наверно самым неприятным «рычагом воздействия» на налогоплательщика, пренебрегшего исполнением обязанностей по уплате налогов, будет применение в отношении него положений статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которой налоговый орган вправе применить, взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика.

Стоит заметить, что помимо стресса, вызванного такими мерами, налогоплательщик обременяется дополнительными расходами на оплату действий, проведенных судебными приставами, в рамках исполнительного производства, что составляет 20 % от суммы задолженности налогоплательщика. Возможно, стоит задуматься, нужно ли доводить до такого?

Безусловно, при наличии задолженности по обязательным платежам и в то же время наличия имущества, есть альтернативный выход из сложившегося положения – проведение процедуры банкротства, что позволит частично или полностью погасить все имеющиеся задолженности, что сопряжено с прекращением деятельности налогоплательщика.

В идеале, представители налоговых органов и других органов государственной власти, не ставят перед собой задачу прекратить деятельность налогоплательщика, данное обстоятельство не выгодно ни для одной из сторон, поскольку любая деятельность, осуществляемая на территории Российской Федерации, подразумевает не только получение прибыли налогоплательщиками, но и поступления в бюджет государства в виде сумм обязательных платежей, уплаченных по результатам такой деятельности, учитывая, что Правительство Российской Федерации поставило четкую задачу перед всеми органами власти «не кошмарить» бизнес, тем самым указав на снижение административной нагрузки на его участников.

Таким образом, проведение налоговым органом комиссий по урегулированию задолженности носит больше информативный и рекомендательный характер, однако участие налогоплательщиков испытывающих определенные трудности в рассмотрениях таких комиссий может определить основные цели и задачи по выходу из сложившейся ситуации с последующим погашением частично или полностью образовавшейся задолженности, возможно, позволит спланировать и оптимизировать дальнейшую деятельность, что удовлетворит требования налогового органа и позволит сохранить рентабельность, избежав неприятных мер и процедур.

 

Статью подготовил:

Практикующий налоговый консультант

Михалева А.Г.

Номер аттестата: 11253