Регистрация филиалов, регистрация обособленных представительств и регистрация подразделений, новый порядок

Регистрация филиалов, регистрация обособленных представительств и регистрация подразделений, новый порядок

С начала сентября 2010 года коренным образом изменился порядок регистрации обособленных представительств, филиалов и подразделений. Именно в тот момент в силу вступило положение Федерального закона N 229-ФЗ от 27 июля 2010 года "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации...", которое непосредственно касается создания обособленных представительств (подразделений) разных видов.

Чтобы более конкретизировать внесённые изменения, Федеральной налоговой службой от 3 сентября 2010 г. было опубликовано письмо N МН-37-6/10623@, которое детально объясняло порядок учёта в налоговых службах различных организаций по месту расположения их представительств, филиалов и других видов обособленных подразделений.

Интересно, какие же изменения с процедурой создания подразделений организаций пришли с новым положением Федерального закона?

Во-первых, раньше представительства организаций и филиалы были составной частью общего понятия обособленные подразделения. И поэтому установленные в отношении предприятий, у которых были обособленные подразделения, требования, целиком распространялись на организации, которые создавали филиалы и представительства.

Нововведение предусматривает разного рода процедуры становления на учёт представительств, филиалов и остальных видов обособленных подразделений.

Так как в Уставе организации обязательно нужно указывать филиалы и представительства, создание новых обязательно влечёт за собой соответствующие изменения в учредительных документах юридического лица. Датой создания представительства или филиала организации считается дата официальной регистрации изменений Устава и внесение сведений в Единый государственный реестр юр. лиц.

В связи с п. 3 83 новых правил НК РФ, только на основании сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ, будет осуществляться постановка организации на учёт в ИФНС по местонахождению её представительства или филиала. Поэтому налогоплательщику не нужно дополнительно обращаться в налоговую инспекцию в связи с созданием представительства или филиала.

По новой редакцией п. 2 ст. 84 НК РФ, Уведомление налоговой инспекцией о становлении на учёт по причине создания представительства или филиала, должно быть выдано на протяжении 5 дней с момента получения информации о постановке организации на учёт.

Во-вторых, законодательными органами была максимально упрощена процедура становления на учёт организации по местонахождению ее обособленного подразделения.

Согласно ранее действовавшей доктрине, в течение одного месяца организация должна была письменно сообщить в налоговую инспекцию по своему местонахождению о создании обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). В этих же временных рамках должно подаваться заявление по становлению на учёт в налоговую инспекцию по местонахождению обособленного подразделения, если она сама не состоит на учёте в связи с тем же муниципальным образованием (п. 4 ст. 83 НК РФ). В заявление должны были вкладываться копия свидетельства о гос. регистрации, копии всех учредительных документов и копия свидетельства о постановке на учёт по местонахождению организации и документов, которые подтверждают создание обособленного подразделения. По получении пакета документов налоговая инспекция ставила организацию на учёт по местонахождению такого подразделения в течение 5 дней.

Сейчас же по всем обособленным подразделениям кроме представительств и филиалов, налоговую инспекцию по местонахождению организации нужно информировать в течение 1 месяца со дня создания с помощью сообщения по установленной форме и без приложения пакета различного рода дополнительных документов. На основании этого сообщения, которое также может быть отправлено в электронном виде, в течение максимум 5 рабочих дней компания будет поставлена на налоговый учёт по местонахождению обособленного подразделения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ).

В случае если в одном муниципальном образовании и на территориях, которые подведомственны разного рода налоговым органам, находятся несколько обособленных подразделений одной организации, то постановка на учёт может осуществиться налоговыми органами по местонахождению любого из её обособленных подразделений.

Организация самостоятельно выбирает обособленное подразделение, а затем сообщает налоговым органам о своём выборе. С формальной точки зрения новый порядок для создания обособленных подразделений действительно выглядит намного проще, чем действовавший ранее. Однако в жизни стало намного сложнее организации обрести заветное уведомление о постановке на учёт по местонахождению её обособленного подразделения. Вместо того чтобы собирать большой пакет необходимых документов для регистрации обособленного подразделения, в данный момент организации столкнулись с проблемой затягивания сроков к выдаче уведомлений о создании подразделений. К примеру, если организация расположена в другом регионе, то неделями приходится ждать, пока в инспекцию по месту регистрации обособленного подразделения поступят сведения из инспекции по местонахождению самой организации, куда подавалось сообщение о желании создать такое подразделение. Налоговые органы объясняют увеличенные сроки в связи со сложностями получения данных одним регионом от другого. И единственное, что в этом случае может сделать налогоплательщик для более быстрого получения уведомления о регистрации своего обособленного подразделения – это постоянно лично контролировать передачу данных из одного налогового органа в другой или доверить эту работу специалистам.

В-третьих, все изменения в существующем законодательстве направлены на само решение проблемы, которая вставала перед практически всеми организациями, меняющими место нахождения обособленных подразделений. Ранее требовалось закрыть по старому адресу существующее подразделение и открыть его по новому, где впоследствии и следовало вставать на налоговый учет. Сейчас же, нужно всего лишь отправить в инспекцию (которая находится по месту нахождения данной организации) сообщение о смене адреса (пп.3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Что касается изменения в адресе представительства или филиала, то тут снятие с учета будет осуществляться на основании сведений, которые внесены в ЕГРЮЛ. При этом не требуются дополнительные уведомления в налоговую инспекцию, касающихся нового адреса филиала или представительства. Если же изменяется адрес другого обособленного подразделения (не филиала и не представительства), то процесс занимает около 5-и дней со дня соответствующего сообщения. Стоит отметить, что в таком случае, постановка на учет организации по новому адресу будет осуществляться налоговыми органами на основании документов, которые были получены по прежнему адресу. То есть, это значит, что юридическому лицу необходимо лишь передать сообщение в налоговые органы об изменении адреса обособленного подразделения, а те уже абсолютно самостоятельно снимут его с учета по старому адресу и поставят на тот же учет по новому.

В-четвертых, согласно новым правилам, если организации приняла решение о закрытии обособленного подразделения (в том числе представительства или филиала), то об этом необходимо сообщить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации. Сделать это следует в течении 3-х рабочих дней со дня ликвидации представительства или филиала, или же со дня прекращения какой-либо деятельности самой организации через данной подразделение (новый пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Таким образом, можно сделать вывод, что изменения в существующем законодательстве, которые регулирует постановку, а также снятие с учета организаций по месту нахождения филиала, представительства или обособленного подразделения, направлены исключительно на упрощение данного процесса. Однако, практика показывает, что новый порядок все же имеет свои изъяны. Поэтому, чтобы легко и оперативно осуществить все необходимые процедуры по созданию, ликвидации, а также регистрации изменений в любых видах обособленных подразделений, необходимо хорошо ориентироваться и знать все особенности подобных процедур, или же обратиться к соответствующим специалистам.


Автор: Главный специалист Отдела регистрации
Д.А. Никаноров