Решение налогового органа, должно быть подписано должностным лицом курирующим проверку

Решение налогового органа, должно быть подписано должностным лицом, курирующим проверку

Руководители и бухгалтера прекрасно знают, что периодически правомерность тех или иных действий, которые порицает налоговая инспекция, необходимо отстаивать только через суд. В сегодняшних условиях судебные иски от налоговых органов стали привычным и распространенным делом. В условиях постоянно меняющихся законов руководителям фирм, бухгалтерам и юристам приходится всегда быть на чеку и постоянно следить за изменением законодательства в налоговой сфере. Стоит отметить, что добиваться справедливости представителям бизнес-сообщества помогает именно возросшая юридическая грамотность.

В качестве информационного повода для этого материала выступило Постановление Президиума ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. N 4903/10. Вывод к этому документу звучит следующим образом: решение по результатам налоговой проверки может выносить только лицо налоговой инспекции, рассматривавшее ее материалы. В случае если данное требование нарушается, то возникает основание для отмены решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Между компанией и налоговой инспекцией возник спор. Причиной послужили результаты составленного инспекторами акта выездной проверки.

Компания была не согласна с материалами, изложенными в акте, и представила свои возражения. В тоже время налоговая уже вынесла в адрес компании решение, в соответствии с которым фирму должны привлечь к налоговой ответственности. В результате, представителям юридического лица пришлось отстаивать свои права в суде.

Согласно решению арбитражного суда первой инстанции заявление от юридического лица была частично удовлетворено. Однако представителей фирмы не устроила такая постановка вопроса, и они обратились в арбитражный суд с тем, чтобы полностью признать решение налоговой инспекции недействительным, указав на формальное нарушение проверяющими положения ст. 101 НК РФ.

Кроме того, решение, в соответствии с которым компания привлекалась к налоговой ответственности, было подписано лицом, не участвовавшим в рассмотрении материалов проверки и возражений, которые представил налогоплательщик на акт проверки. Однако суды, которые ранее рассматривали это дело(первая, вторая и третья инстанции) не усмотрели в этом противоречии нарушения налогового законодательства.

Тогда юридическое лицо обратилось с заявлением, в котором просило пересмотреть дело, в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (ВАС РФ).

Высший суд

ВАС РФ рассмотрел дело и согласился с доводами представителей общества. ВАС РФ сделал вывод и принял решение, в соответствии с которым решения суда первой инстанции и постановления апелляционной и кассационной инстанций должны быть аннулированы. ВАС РФ занял следующую позицию: в соответствии с первым пунктом статьи 101 НК РФ акт инспекции и другие материалы проверки ( в том числе возражения на акт проверки) должны рассматриваться руководителем инспекции, которым проводилась проверка. Согласно пп. 1 п. 3 этой же статьи перед тем, как проводить рассмотрение материалов проверки, руководитель или его заместитель должен определить, кто рассматривает дело, и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению.

В пятом пункте статьи 101 НК РФ предусмотрено, что в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель или его заместитель должен установить:

  • Имеются ли какие либо нарушения у проверяемого лица, в отношении которого был составлен акт
  • если нарушения выявлены, то образуют ли они состав правонарушения
  • при выявлении состава правонарушений определяется, есть ли основания привлекать лицо к ответственности
  • были ли обстоятельства, которые исключают вину лица по данному налоговому правонарушению; есть ли обстоятельства, которые могут смягчить или отяготить ответственность лица

Таким образом, руководитель налогового органа (или его заместитель) должен подробно рассмотреть материалы дела и «вникнуть» в них перед тем, как выносить решение по результатам акта проверки и возражений налогоплательщика на этот акт.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ при несоблюдении должностными лицами налоговых органов требований, которые установлены НК РФ, решение налогового органа может быть отменено вышестоящим органом налоговой системы или судом.

В той же статье указано, что нарушение порядка и условий процедуры рассмотрения материалов также может послужить основанием для отмены решения судом или вышестоящим органом налоговой инспекции.

Право на подпись

Иными словами, ВАС РФ сделал вывод о том, что:

  1. материалы налоговой проверки и возражения налогоплательщика должен рассмотреть и исследовать руководитель налогового органа или его заместитель.
  2. при рассмотрении материалов руководитель налогового органа или его заместитель должен обеспечить возможность налогоплательщика участвовать в процессе.

По рассматриваемому делу акт проверки был изучен заместителем начальника инспекции, который не принимал решение по результатам рассмотрения материалов проверки. Решение было вынесено должностным лицом. То есть, при рассмотрении материалов общество не могло принимать участие в процессе их рассмотрения.

ВАС РФ принял решение о том, что в процессе рассмотрения дела и вынесения решения было совершено грубейшее нарушение прав общества. В частности представители общества не могли дать пояснение должностному лицу, которое выносило решение. На сегодняшний день данное решение ВАС РФ нашло свой отклик в ряде дел – (к примеру, Решение Арбитражного суда западно – сибирского округа от 30 ноября 2010 г. по делу N А45-6263/2009).

Статью подготовил:

Практикующий налоговый консультант

Михалева Анна Генадьевна

Номер аттестата: 11253