О возмещении НДС налоговыми агентами

 

Вопрос:

Наша организация заключает контракт с иностранной организацией на оказание нам консультационных услуг. Поскольку иностранная организация не является плательщиком НДС и услуги оказаны на территории РФ, то мы выступаем налоговыми агентами и обязаны уплатить НДС в бюджет РФ. Имеем ли мы право возместить НДС из бюджета? Или мы получаем только налоговый вычет по окончании налогового периода? Иностранная организация должна получить от нас 100 000 руб., на какую сумму должен быть выставлен счет, с учетом того, что мы должны уплатить НДС?

Ответ:

 В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ для целей налогообложения под иностранными организациями понимаются иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.

Согласно пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.


Исходя из пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации услуг на территории Российской Федерации.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации консультационных услуг признается место осуществления деятельности покупателя услуг. В данном случае это территория Российской Федерации. Следовательно, оказание иностранной компанией такого рода услуг облагается НДС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 НК РФ налоговой базой при расчетах за оказанные услуги с нерезидентами признается сумма доходов от реализации этих услуг с учетом налога. Следовательно, налоговый агент, а именно российская организация- заказчик услуги обязан  исчислить, удержать и уплатить в бюджет РФ соответствующую сумму налога.

Налоговым периодом для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, статьей 163 НК РФ устанавливается квартал.

Согласно пункту 4 статьи 164 НК РФ налог исчисляется по ставке 18/118 (расчетный метод).

 

Статья 174 НК РФ определяет, что налоговый агент обязан перечислить в бюджет сумму удержанного НДС одновременно с перечислением средств нерезиденту. Следует сделать вывод, что российская организация должна уплачивать НДС в бюджет за счет собственных средств. При этом сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная и уплаченная в бюджет РФ в данном случае, по существу является суммой налога, удержанной из возможного дохода иностранного лица.

Такие суммы НДС принимаются к вычету у российской организации в порядке, установленном пунктом 3 статьи 171 НК РФ, что также подтверждено письмами МинФина РФ (письмо от 12.07.2007 N 03-07-08/191).

Для вычета, установленного пунктом 3 статьи 171 НК РФ необходимо выполнение нескольких условий:
- услуги были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 статьи 171 НК РФ (для облагаемых НДС операций)
- при приобретении услуг налоговый агент удержал НДС из доходов налогоплательщика и уплатил в бюджет.

Согласно пункту 1 статьи 169 Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), сумм налога к вычету. Требования о составлении счета-фактуры предусмотрены пунктами 5,6 статьи 169 НК РФ. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату). Что в данной ситуации нужно смотреть по обстоятельствам.

 

Согласно пункту 4 статьи 164 НК РФ счет иностранной организации должен быть выставлен с учетом НДС на общую сумму 115 254 руб. 24 коп., где НДС выделен отдельной строкой в размере 15 254 руб. 24 коп..

 

 

Статью подготовил:

Практикующий налоговый консультант

Михалева А.Г.

Номер аттестата: 11253

 

  Мнение налогового консультанта, приведенное в настоящем разъяснении,  не является нормативным правовым актом.